ПОСТАНОВЛЕНИЕ
IX Всероссийского съезда судей
Об основных итогах функционирования судебной системы
Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе
08 декабря 2016 г. г. Москва
В российском государстве конституционно закрепленные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Все равны перед законом и судом. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод независимым и беспристрастным судом.
Обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями развития судебной системы России.
За истекший после VIII Всероссийского съезда судей период проделана значительная работа по совершенствованию судебной системы, обеспечению гарантий независимости судей, претворению в жизнь решений съезда.
В целях обеспечения необходимых условий для осуществления правосудия, его доступности и открытости, достижения надлежащего уровня обеспечения безопасности судебной деятельности, организации охраны зданий федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря2012 г. № 1406 утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».
Получило дальнейшее развитие законодательство, направленное на повышение эффективности механизма судебной власти Российской Федерации.
Среди государственных актов в области судоустройства несомненным достижением является стратегическое решение об образовании единого высшего судебного органа государства – Верховного Суда Российской Федерации. Это обеспечило укрепление единства статуса судей, единообразие судебной практики и толкования норм права, направленность законодательных инициатив на сближение основных правил судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, устранило правовую неопределенность в вопросах подведомственности дел, положительно сказалось на укреплении конституционных гарантий на доступ к правосудию граждан и хозяйствующих субъектов. Значимый вклад в обеспечение законности вносят решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Изменения, внесенные в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», принятие Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» позволили упорядочить систему федеральных судов, изменить порядок назначения председателей областных и равных им судов общей юрисдикции, уточнить правовое положение окружных (флотских) военных судов как обладающих правами юридических лиц, полномочия председателей военных судов, расширить полномочия председателей районных судов.
На дальнейшее укрепление и развитие демократических основ уголовного судопроизводства, повышение открытости правосудия и доверия общества к суду направлено принятие законов о введении суда присяжных в районных судах и гарнизонных военных судах. При этом съезд отмечает, что для практической реализации этих законов необходимо обеспечение надлежащих материально-технических, финансовых, информационных и иных условий в районных судах и гарнизонных военных судах.
Результатом совершенствования административного судопроизводства на современном этапе развития общества явилось принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющего специальный порядок рассмотрения и разрешения административных дел в судах общей юрисдикции.
Важной дополнительной гарантией обеспечения конституционно-правового статуса судьи в Российской Федерации стало образование в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в составе Верховного Суда Российской Федерации Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Важным аспектом реализации принципа независимости судей и объективности при принятии судебных актов является закрепление в процессуальном законодательстве необходимости придания гласности и доведения до участников судебного разбирательства информации о внепроцессуальных обращениях.
В соответствии с целями, определенными VIII Всероссийским съездом судей, на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов осуществлялось материально-техническое обеспечение федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов.
Современный этап социально-экономического развития страны ставит перед российской судебной системой новые задачи, к числу которых относятся:
повышение качества и доступности правосудия;
повышение авторитета судебной власти;
совершенствование видов судопроизводства, законодательных гарантий на получение гражданами полной и достоверной информации о деятельности судов;
разработка уголовно-правовой концепции государства с целью упорядочивания изменений, вносимых в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
укрепление кадрового состава судебной системы и гарантий статуса судей;
оптимизация и законодательное определение норм служебной нагрузки судей;
укрепление социальных гарантий судей, включая повышение денежного вознаграждения, реализацию прав на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, обеспечение судей жилыми помещениями;
повышение оплаты труда и социальных гарантий работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
В целях формирования независимых и самостоятельных апелляционных и кассационных инстанций съезд поддерживает концепцию дальнейшего развития судоустройства системы судов общей юрисдикции, подготовленную Верховным Судом Российской Федерации, о создании самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, структурное выделение которых, не связанное границами административно-территориального деления, позволит унифицировать построение судебной системы Российской Федерации и оптимизировать судебную нагрузку.
О путях повышения качества правосудия и обеспечения разумных
сроков рассмотрения дел в судах
Одним из основных направлений деятельности судов и органов судейского сообщества Российской Федерации за истекший с VIII Всероссийского съезда судей период оставалось законодательное обеспечение повышения качества судебной деятельности.
Принятие ряда законов по объединению малосоставных судов, изменению порядка привлечения к исполнению обязанностей мирового судьи судей, пребывающих в почетной отставке, расширению компетенции председателей судов различного уровня позволило в целом оптимизировать судебную нагрузку судей районных судов и мировых судей в пределах судебного района.
Приняты и вступили в силу инициированные Верховным Судом Российской Федерации Федеральные законы от 2 марта 2016 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые направлены на унификацию процессуального законодательства и упрощение правовых процедур, применяемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами в процессе рассмотрения дел, на повышение эффективности и качества правосудия. Совершенствование разрешения экономических споров продолжено, в том числе путем введения процессуальных механизмов, направленных на ускоренное рассмотрение требований по определенным категориям дел (приказное производство) и стимулирование досудебного и внесудебного исчерпания экономических конфликтов.
На совершенствование правового регулирования в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, обеспечение возможности использования электронных документов, в том числе в качестве доказательств, направлено принятие Федерального закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 393-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» ГПК РФ и АПК РФ дополнены новыми главами, устанавливающими особенности рассмотрения дел с участием иностранного государства. Закон урегулировал особенности исполнения судебного решения, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества.
По результатам сформированной судами Российской Федерации судебной практики в истекший период состоялась реформа третейского разбирательства в Российской Федерации: на законодательном уровне закреплены требования к структурной организации третейских судов, компетенции третейских судов, статусу и ответственности третейских судей. Указанные нововведения позволят сделать систему третейского разбирательства споров в Российской Федерации прозрачной, минимизировать злоупотребления при использовании третейских судов в экономике, защитить интересы «слабой» стороны таких разбирательств.
По инициативе Верховного Суда Российской Федерации принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ и ряд других законов, направленных на гуманизацию уголовного законодательства. В соответствии с ними ряд преступлений небольшой тяжести, а также экономической направленности исключен из числа уголовно наказуемых деяний, введен новый институт назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении виновных от уголовной ответственности. Это направление развития законодательства заслуживает поддержки, в частности путем разработки понятия «уголовного проступка» и мер уголовно-правового воздействия, не порождающих судимости.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, и установления уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также за преднамеренное и фиктивное банкротство таких граждан.
Существенное влияние на обеспечение единства судебной практики и правильного толкования закона оказывают разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, в которых сформулированы правовые позиции, направленные на единообразие судебной практики и устранение неопределенности в вопросах толкования права. Верховный Суд Российской Федерации, реализуя свою конституционную функцию по разъяснению вопросов судебной практики, принял более 50 постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и обзоров.
В целях создания благоприятной инвестиционной среды в Российской Федерации, повышения уровня правовой определенности в сфере ведения бизнеса Верховным Судом Российской Федерации подготовлены разъяснения по вопросам судебной практики в области таможенного регулирования, исполнения обязательств, несостоятельности (банкротства), страхования, судебной защиты прав (вопросы исковой давности и компенсации судебных расходов), компенсации за нарушение разумных сроков судебного разбирательства и исполнения судебных актов.
Дальнейшее совершенствование судебной деятельности предполагает качественно новый уровень развития законодательства. Оперативное правовое регулирование изменяющихся общественных отношений должно сочетаться со стабильностью основ действующего законодательства.
Без этого невозможны повышение правовой культуры гражданского общества, интенсивное экономическое развитие, стабильность правоприменительной практики.
Следует учитывать положения Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» о праве судов обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Анализ работы судов показывает, что тенденция роста обращений за судебной защитой нарушенных прав сохраняется.
Так, в 2015 году судами рассмотрено более 17 млн 400 тыс. дел в гражданском и административном судопроизводстве; более 1 млн уголовных дел в отношении более 1 млн 300 тыс. лиц; свыше 6 млн 600 тыс. дел об административных правонарушениях; а также более 5 млн 250 тыс. различных материалов в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля.
Значительно увеличивается количество гражданских дел, рассмотренных судами, дел об административных правонарушениях, растет количество рассматриваемых материалов в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля. Так, например, в 2011 году количество гражданских дел, рассмотренных по первой инстанции судами общей юрисдикции составляло около 12 млн 700 тыс. дел, дел об административных правонарушениях рассмотрено более 5 млн 300 тыс. дел, материалов в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля около 4 млн.
Арбитражными судами в 2015 году рассмотрено более 1 млн 500 тыс. дел по первой инстанции; судами апелляционной инстанции свыше 280 тыс. дел, кассационной инстанции около 90 тыс. дел, Судом по интеллектуальным правам более 2 тыс. дел, общее количество дел, рассмотренных арбитражными судам, свыше 1 млн 900 тыс. дел.
В 2011 году арбитражными судами было рассмотрено около 1,1 млн дел по первой инстанции, судами апелляционной инстанции около 200 тыс. дел, в кассационном и надзорном порядке обжаловано около 100 тыс. судебных актов. Таким образом, в сравнении с текущими показателями наблюдается значительный рост количества дел, рассмотренных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Несмотря на возросшее количество рассмотренных дел, оперативность и качество их рассмотрения остаются на высоком уровне.
Предварительные данные 2016 года позволяют сделать вывод о росте числа обращений за судебной защитой. В связи с ростом служебной нагрузки судей остается актуальным вопрос разработки и принятия законов о нормах и оптимизации служебной нагрузки судей.
В этих целях Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации» с участием представителей Российского государственного университета правосудия, председателей судов, Совета судей Российской Федерации и Судебного департамента.
Съезд поддерживает эту инициативу, реализация которой существенным образом может повлиять на сокращение сроков рассмотрения дел и повышение качества судебных актов.
Одним из важных шагов в деле укрепления гарантий доступа к правосудию, унификации процессуального законодательства, оптимизации служебной нагрузки судей является реализация Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, одобренная решением Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 8 декабря 2014 года № 124. В разработке Концепции принимали участие представители Совета судей Российской Федерации.
Съезд считает, что при изменении процессуального законодательства необходимо выработать конструктивные подходы к определению оптимальных сроков рассмотрения дел и совершения отдельных процессуальных действий; совершенствованию порядка извещения лиц, участвующих в деле; развитию упрощенной формы судопроизводства, в том числе при рассмотрении в апелляционном порядке жалоб на промежуточные судебные решения; сокращению круга гражданских дел, по которым составляются мотивированные судебные решения; расширению института профессионального представительства в судах, институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров; развитию института третейского разрешения споров; совершенствованию системы исполнения судебных актов; совершенствованию законодательства об организации экспертной деятельности и сокращении сроков производства судебных экспертиз.
Съезд отмечает необходимость совершенствования практики дифференцированного подхода при решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых.
Многолетняя практика решения судами вопросов условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания и освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, показывает, что судам приходится учитывать не только правовые, но и социальные последствия таких решений.
В настоящее время с учетом расширения участия институтов гражданского общества в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и профилактике преступлений и иных правонарушений представляется целесообразным полностью передать рассмотрение данных вопросов наблюдательным комиссиям, которые должны образовываться в субъектах Российской Федерации с участием в их составе представителей заинтересованных органов власти.
Это, с одной стороны, позволит усилить общественный контроль за обоснованностью дальнейшего нахождения в местах лишения свободы осужденных, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания либо не могут его отбывать по состоянию здоровья, а с другой стороны, – снизить служебную нагрузку судей.
Рост доверия к суду во многом зависит от эффективности построения и функционирования системы защиты прав и интересов граждан и организаций, профессионализма судей, квалифицированного подхода к рассмотрению и разрешению споров, позволяющего вынести законное, обоснованное и справедливое решение. Значительным шагом в укреплении названных гарантий будет служить принятие внесенных в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации законопроектов, в соответствии с которыми Председателю Верховного Суда Российской Федерации и его заместителям будет предоставлено право возбуждения надзорного производства в случае фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права при отсутствии жалоб сторон.
Требует дальнейшего нормативного регулирования обеспечение открытости и прозрачности при осуществлении правосудия путем внедрения современных информационных и электронных технологий в деятельность судов. Актуально формирование юридически значимого консолидированного информационного ресурса сведений по делам со всеми вынесенными процессуальными, в том числе исполнительными документами, перевод архивов судебных документов в электронный вид.
О статусе судей в Российской Федерации
Статус судей в соответствии с Европейской хартией статуса судей означает обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.
В целях обеспечения государственных гарантий по защите прав на законодательном уровне продолжают приниматься меры по повышению прозрачности дисциплинарного производства в отношении судей.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 179-ФЗ внесены изменения в нормы Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», регулирующие основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 30 июля 2013 года утверждено Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением дисциплинарного проступка.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции и информационной открытости сведений о доходах, расходах и имуществе судей и членов их семей принят Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 354-ФЗ.
В развитие указов Президента Российской Федерации и в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции, а также в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Советом судей Российской Федерации постоянно ведется работа по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов в деятельности судей и работников аппарата судов.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 20 мая2014 г. № 319 создана комиссия Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий по противодействию коррупции, урегулированию конфликтов интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
В федеральных судах общей юрисдикции и в федеральных арбитражных судах созданы и постоянно действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Советом судей Российской Федерации рассмотрено более 100 вопросов, связанных с противодействием возможным коррупционным проявлениям в судебной сфере, принятием мер по реализации национальных антикоррупционных планов, обобщен опыт работы судов и органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации по рассмотрению внепроцессуальных обращений в суды и к судьям. Значительное внимание уделяется проверке достоверности предоставляемых судьями и работниками аппаратов судов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 69-ФЗ усовершенствован порядок отбора кандидатов на должности судей на стадии квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях.
Съезд отмечает, что отбор кандидатов на должности судей должен осуществляться в строгом соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Использование иных критериев, предъявляемых к кандидатам на должности судей, в том числе положений статьи 9 Кодекса судейской этики неоправданно и противоречит действующему законодательству. При этом съезд обращает внимание на необходимость строгого разграничения требований, установленных законодательством в отношении кандидатов на должности судей, и установленных процессуальным законодательством обстоятельств, включая «конфликт интересов», препятствующих действующему судье участвовать в рассмотрении конкретного дела и являющихся основанием для отвода или самоотвода судьи. Смешение названных критериев является необоснованным препятствием для привлечения к судебной работе достойных и высококвалифицированных юристов, что не отвечает интересам государства и общества.
Во взаимосвязи с указанными вопросами необходимо принятие мер по отмене ограничений сроков пребывания в должности председателей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и их заместителей.
Нуждается в дальнейшем совершенствовании статус мирового судьи, организационные, финансовые вопросы обеспечения его деятельности.
Должность мирового судьи не включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32. Неопределенность статуса мирового судьи проявляется, в том числе в отсутствии правового регулирования полномочий по руководству деятельностью аппарата.
В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом своих финансовых возможностей самостоятельно определяют объемы денежных средств, выделяемых для функционирования мировой юстиции. Тем самым материальное обеспечение мировых судов в единой судебной системе не одинаково. Особенно ярко данная проблема проявляется в тех регионах, где уровень бюджетных поступлений невысок.
Съезд считает необходимым ежегодное утверждение органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации по вопросам материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Необходимо на законодательном уровне предусмотреть гарантии финансирования деятельности участков мировых судей в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, а также гарантии недопущения произвольного сокращения этих средств в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год.
Соответствующий законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» внесен Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения равных для всех судей судебной системы Российской Федерации прав быть избранными в органы судейского сообщества и принимать участие в их работе был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с изменением норм представительства судей в органах судейского сообщества. Проект одобрен постановлением Совета судей Российской Федерации от 4 июня 2015 года и заслуживает поддержки.
Нуждается в дальнейшем законодательном регулировании статус судьи, в том числе пребывающего в отставке. В частности, необходимо законодательно урегулировать вопросы прекращения (приостановления) отставки судьи по его собственной инициативе, когда прекращение (приостановление) отставки судьи не связано с допущенными им нарушениями закона; определить в законе понятие и процедуру дисциплинарного производства в отношении судьи, которое сегодня регламентируется корпоративным нормативным актом – Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.
Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривает их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающее гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса. В связи с этим недопустимо снижение уровня материального содержания судей на основе финансирования судов из федерального бюджета, которое призвано обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
За отчетный период получило дальнейшее развитие законодательство, направленное на укрепление материальных и социальных гарантий судей.
Федеральным конституционным законом от 21 июля 2014 года № 13-ФКЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» установлен федеральный уровень расходных обязательств по приобретению жилых помещений для мировых судей.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 174-ФЗ урегулирован вопрос обеспечения выплаты возмещения нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) судьи, находящимся на его иждивении, в том числе при отсутствии связи смерти судьи с исполнением им служебных обязанностей.
Законодательно урегулирован и порядок исчисления стажа работы в должности судьи путем внесения изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
Вместе с тем съезд отмечает, что ряд законов, на необходимость принятия которых обращалось внимание в постановлении VIII Всероссийского съезда судей, приняты не были.
Особую озабоченность судейского сообщества вызывает длительное невыполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П. Суд обязал федерального законодателя, исходя из требований Конституции Российской Федерации и названного Постановления, надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 23 марта 2007 года на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится законопроект № 411356-4, внесенный Правительством Российской Федерации, который 14 марта 2008 года принят в первом чтении. Дальнейшая работа по этому законопроекту не ведется. Все обращения Совета судей Российской Федерации в компетентные органы власти положительных результатов не дали.
Самостоятельность судебной власти обеспечивается, в том числе особым порядком финансирования судов, определенным Конституцией Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» финансирование судов осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов. До настоящего времени нормативы не разработаны, а Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 23-П в части обязания законодателя утвердить нормы финансирования судов и решения съездов о необходимости принятия такого закона остается невыполненным. В результате сложившейся ситуации из-за недостаточного финансирования часть государственных социальных гарантий, установленных Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в полном объеме судьям не предоставляется.
Так, объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на получение медицинской помощи, на организацию санаторно-курортного лечения судей и членов их семей, а также судей, пребывающих в отставке, не обеспечивает реальную потребность в получении медицинских услуг и организации санаторно-курортного лечения. Судьи, пребывающие в отставке, не получают компенсации за непредоставленное санаторно-курортное лечение, им не оплачивается проезд к месту отдыха и обратно.
Для обеспечения реализации этих гарантий необходимо на законодательном уровне определить соответствующие нормативы финансирования. При этом уровень медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, исходя из единства статуса судей и установленных гарантий, должен быть единым как для действующих судей, так и для судей, пребывающих в почетной отставке. Кроме того, съезд считает необходимым продолжить работу по созданию ведомственной лечебной и санаторно-курортной базы.
Съезд отмечает, что подготовленные во исполнение VIII Всероссийского съезда судей и поддержанные Верховным Судом Российской Федерации проекты федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» и указа Президента Российской Федерации «О размерах ежемесячного денежного содержания в иностранной валюте судей военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации», направленные на обеспечение конституционных принципов равенства и справедливости при обеспечении прав судей, работающих за границей, не приняты.
Съезд просит Федеральное Собрание Российской Федерации обратить внимание на важность данных законодательных инициатив для развития судебной системы России и реализации целей и задач судебной реформы в целом.
Съезд отмечает, что введение новой системы оплаты труда судей Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ и повышение денежных выплат судьям, в том числе пребывающим в отставке, в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 № 435-ФЗ не привело к существенному повышению их денежного вознаграждения, особенно судей районных судов и мировых судей.
Имеется необходимость разработки новых подходов к порядку присвоения квалификационных классов судей, а также увеличения размеров доплаты судье за квалификационный класс. Критерием присвоения квалификационного класса судье следует считать стаж работы по судейской должности и результаты квалификационной аттестации. Ограничения по предельному квалификационному классу судьи в зависимости от уровня суда, в котором он осуществляет правосудие, должны быть отменены.
На протяжении многих лет остро стоит вопрос повышения уровня материального обеспечения работников аппаратов судов и системы Судебного департамента.
Необоснованно низкий уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы создает серьезные проблемы формирования и обеспечения стабильности кадрового состава работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, особенно в условиях мегаполисов. Сменяемость кадрового состава в крупных регионах России составляет от 150 до 400% в год. Это усугубляется значительной служебной нагрузкой в условиях высоких требований к уровню образования и степени ответственности за выполняемую работу.
Съезд обращает особое внимание на необходимость законодательного урегулирования правового положения работников аппаратов судов.
Остается нерешенным вопрос пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания. Законопроект, регулирующий вопрос пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, подготовленный Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом, отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Не нашел поддержки на стадии согласования и подготовленный Советом судей Российской Федерации законопроект о повышении денежного содержания судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Съезд считает необходимым продолжить работу в этом направлении.
Об организационном обеспечении судебной деятельности
Судебный департамент претворяет в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества Российской Федерации по вопросам обеспечения деятельности судебной системы.
В связи с передачей Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации функций по обеспечению деятельности федеральных арбитражных судов, а также в связи с образованием новых судов на территории новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя возрос объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов (с 110,7 млрд в 2012 году до 178,6 млрд рублей в 2016 году).
За период после VIII Всероссийского съезда судей Российской Федерации в целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом принимались меры по недопущению снижения размера бюджетных ассигнований, их эффективному и рациональному использованию (за отчетный период проведено более 400 ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности судов и органов Судебного департамента).
В результате предпринятых мер удалось не допустить снижения финансирования судов, добиться позитивной динамики и сохранить устойчивое развитие системы федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
В данной связи съезд отмечает, что вопросам целевого и эффективного использования бюджетных средств необходимо и дальше уделять приоритетное внимание. Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования судебной системы необходимо обеспечение ее финансовой независимости, в том числе путем финансирования в объемах, необходимых для полного и независимого осуществления правосудия, включая финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, установленных законами.
Одним из путей повышения качества осуществления правосудия и совершенствования судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций стало утверждение федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (далее – Программа).
Ее ключевыми мероприятиями являются строительство, реконструкция и приобретение зданий судов (на сегодняшний день в рамках реализации Программы введено в эксплуатацию строительством, реконструкцией
и приобретено более 40 объектов); обеспечение судей жилыми помещениями; предоставление работникам аппаратов судов субсидий на приобретение жилых помещений (в истекшем периоде приобретено около 500 жилых помещений для судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов; в рамках Программы в 2016 году дополнительно выделены 50,0 млн рублей на приобретение жилых помещений мировым судьям); информатизация судебной системы, внедрение современных информационных технологий в деятельность судов (системой аудиопротоколирования хода судебных заседаний оснащены около 7000 залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, более 600 залов судебных заседаний и кабинетов судей федеральных арбитражных судов оснащены системой видео-конференц-связи; около 1200 федеральных судов общей юрисдикции оснащены системами видеопротоколирования хода судебных заседаний, более 30 федеральных арбитражных судов оснащены системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний, более 70% федеральных судов общей юрисдикции оснащены комплектами видео-конференц-связи); оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности (более 200 зданий федеральных судов общей юрисдикции и 80 зданий федеральных арбитражных судов оснащены техническими средствами и системами защиты).
В целом мероприятия Программы осуществляются в соответствии с установленными показателями и индикаторами, в результате реализации которых удалось осуществить исполнение требований действующего законодательства в части оснащения судов системами аудиопротоколирования, видео-конференц-связи и т.д.
Объем финансирования программы за 2013–2015 годы составил около 21,0 млрд рублей, на 2016 год предусмотрено финансирование в размере 9,18 млрд рублей.
Вместе с тем съезд обращает внимание на то, что в 2015 году постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года № 855 в Программу внесены изменения в части уменьшения объемов финансирования в 2015 году на информатизацию судов на 682 243, 8 тыс. руб., а также сокращены бюджетные ассигнования на текущее финансирование в объеме 113 226,6 тыс. рублей.
Мероприятия, предусмотренные Программой, подготовили необходимую базу для внедрения элементов электронного правосудия и реализации требований Федерального закона от 23 июня2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти», которым внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, касающиеся:
а) подачи документов в суды в электронном виде, в том числе в форме электронного документа;
б) выполнения судебных актов в форме электронного документа;
в) совершенствования правил о направлении судебных извещений;
г) направления судебных актов и их копий в форме электронного документа.
Положения кодексов в редакции Федерального закона № 220-ФЗ вступают в силу с 1 января 2017 года.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации
об обеспечении объективной фиксации хода судебного разбирательства путем введения обязательной видеозаписи судебных заседаний Правительством Российской Федерации предложено решить вопрос
о частичном перераспределении финансирования в рамках Программы путем внесения и согласования изменений, корректировки целевых индикаторов и показателей, в том числе путем перераспределения финансирования, предусмотренного на строительство, реконструкцию и приобретение зданий судов.
В связи с этим съезд отмечает, что выделенные государственные инвестиции на строительство, реконструкцию и приобретение зданий судов являются недостаточными. Их последующее сокращение не позволит создать в ряде судов надлежащие условия для осуществления правосудия и обеспечить в полной мере реальную потребность в служебных помещениях. Это особенно важно для реализации требований Федерального закона от 23 июня 2016 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», что требует дополнительного выделения бюджетных ассигнований.
Кроме того, сохраняется острая необходимость дополнительного финансирования для обеспечения судей жилыми помещениями, доработки и модернизации ГАС «Правосудие» в связи с внедрением элементов электронного судопроизводства.
В таких условиях съездом ставится под сомнение реализация поставленных перед судебной системой задач и отмечается недостаточность объема финансирования для выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». Съезд считает необходимым обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой дать поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Также не решены вопросы создания надлежащих условий для осуществления правосудия в соответствующих этим целям зданиях судов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в связи с чем съезд отмечает необходимость выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета на указанные цели.
Серьезное внимание уделялось также кадровому укреплению судов. С 2012 года возросла численность федеральных арбитражных судов на 326 единиц судей и 719 единиц работников аппаратов судов, федеральных судов общей юрисдикции на 418 единиц судей и 2451 единицу работников аппаратов судов в связи введением процедуры банкротства физических лиц и созданием судов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
В ряде постановлений съездов обращалось внимание на необходимость увеличения численности работников аппаратов судов. Ввиду возрастающей нагрузки судей и работников аппаратов судов, динамики изменений действующего законодательства, дополнительных требований к открытости судебной системы в целом эта проблема остается актуальной и сегодня.
Необходимо введение дополнительных штатных единиц помощников судей, специалистов для ведения приёма граждан, взаимодействия со средствами массовой информации, обеспечения использования информационных технологий (в том числе сканирования документов), психологического обеспечения судебной деятельности.
Установленная в настоящее время численность судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов не соответствует решению поставленных перед судебной системой России задач.
Съездами неоднократно отмечался крайне низкий уровень оплаты труда персонала по охране и обслуживанию зданий судов, транспортного хозяйства, который в условиях развития судебной системы обуславливает необходимость подбора квалифицированных кадров и требует значительного повышения их материального поощрения.
До настоящего времени законодательно не решены вопросы совершенствования деятельности администраторов судов, направленные на исключение неопределенности и неэффективности его двойного подчинения. В декабре 2013 года Советом судей Российской Федерации одобрена Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции, в 2015 году в Концепцию внесены изменения в части установления единого правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. В настоящее время в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, подготовлены проекты федеральных конституционных законов «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О судах общей юрисдикции»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», которые нуждаются в обсуждении и принятии.
Учитывая важную роль судебной власти, специфику деятельности государственных служащих судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, целесообразно выделить судебную службу в отдельный вид государственной службы.
Съезд считает необходимым просить Верховный Суд Российской Федерации обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о принятии федерального закона «О судебной службе Российской Федерации», что повысит престиж судебной службы, позволит решить существующие в настоящее время в работе судов проблемы комплектования кадрового состава и будет способствовать качественному улучшению работы судов.
Требуют принятия оперативных решений вопросы охраны зданий судов в нерабочее время. В связи с сокращением сотрудников вневедомственной охраны полиции и судебных приставов была прекращена охрана зданий и помещений судов в нерабочее время силами этих органов.
В целях обеспечения охраны судов Судебным департаментом были приняты меры к заключению договоров об охране с другими структурами, однако с учетом расценок на охранные услуги частных фирм заложенных
в бюджет средств на эти цели явно недостаточно.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 14 апреля1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», законодательно закреплена возможность создания ведомственной охраны федеральными государственными органами, не являющимися федеральными органами исполнительной власти.
Для создания ведомственной охраны по охране судов, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 января1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», что потребует выделения дополнительного финансирования в объеме не менее 4 845 млн рублей.
В связи с этим съезд считает необходимым просить Президента Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на создание Судебным департаментом ведомственной охранной структуры для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
Развитие и модернизация ГАС «Правосудие», а именно организация мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов
и мировых судей, организация взаимодействия ГАС «Правосудие» с информационными системами федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, обеспечение необходимых условий для внедрения и использования элементов электронного судопроизводства, обеспечение доступа к информации о деятельности судов в электронном виде, создание единой базы судебных дел, создание системы эффективного поиска документа являются приоритетными в условиях автоматизации судебного делопроизводства и введения на законодательном уровне элементов электронного судопроизводства.
Данные мероприятия отражены в Концепции информатизации судов до 2020 года, утвержденной Советом судей Российской Федерации 19 февраля 2015 года.
В настоящее время во всех федеральных судах имеются средства автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования. Создан интернет-портал ГАС «Правосудие» с официальными сайтами всех федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Средствами ГАС «Правосудие» созданы и ведутся автоматизированные картотеки судебных дел, банки судебных решений; осуществляется размещение текстов судебных актов на официальных сайтах судов. Обеспечена техническая возможность СМС-оповещения участников процесса в большинстве федеральных судов общей юрисдикции, архивы постепенно переводятся
в электронный вид, суды во время судебного процесса активно применяют видео-конференц-связь и аудио- и видеофиксацию хода судебных заседаний. В целях оснащения федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи создан Удостоверяющий центр ГАС «Правосудие».
В арбитражных судах функционируют программно-технические комплексы, включая системы автоматизации судопроизводства, обеспечивающие автоматизацию процессов прохождения судебных дел в арбитражных судах и создание полнотекстовых электронных банков судебных актов, системы автоматизации общего делопроизводства, предназначенные для автоматизации процессов общего делопроизводства и перехода к безбумажным технологиям; информационную систему «Мой арбитр», позволяющую подавать в электронном виде документы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и арбитражные суды Российской Федерации; картотеку арбитражных дел (КАД), предоставляющую исчерпывающую информацию о движении дел во всех инстанциях; информационную систему «Решения арбитражных судов» с полнотекстовым поиском по судебным актам арбитражных судов; информационные системы «Расписание арбитражных дел» и «Электронный страж»; во всех арбитражных судах ведется аудиопротоколирование судебных заседаний, участники арбитражного процесса могут принять участие в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи.
Осуществляется обмен данными в электронном виде между информационными системами арбитражных судов и информационными системами ФНС России, прорабатываются вопросы межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами ФССП России, Росреестра.
В настоящее время в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 года осуществляются мероприятия по интеграции автоматизированных систем федеральных арбитражных судов в ГАС «Правосудие».
На стадии завершения находится выдача электронных подписей судьям федеральных судов общей юрисдикции и работникам аппаратов судов. Доработан «Модуль распределения дел» программного средства
ГАС «Правосудие», автоматизирован процесс отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов, подготовке текстов судебных актов к размещению на сайтах судов; осуществляется межведомственное взаимодействие с ФССП России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части обеспечения электронного документооборота, создания соответствующих технических условий, в том числе для предъявления к оплате исполнительных документов в электронном виде в подразделения ФССП России и банковские учреждения; установлен единый порядок сканирования итоговых судебных решений и размещения их в электронном хранилище; разработан комплекс программ «Электронное хранилище судебных документов», вошедший в состав комплекса программ «Судебное делопроизводство».
Съезд отмечает, что в связи внедрением современных информационных и электронных технологий в деятельность судов, широким их применением и использованием актуальной является задача обеспечения информационной защиты судов.
Принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» является огромным шагом во внедрении электронного правосудия.
В условиях возрастающего количества судебных дел, поступающих на архивное хранение, и наличия дефицита площадей не снижается актуальность проблемы архивного хранения судебных дел и материалов. Вопрос передачи дел судами на государственное хранение четко не урегулирован, в связи с чем государственные архивные службы субъектов Российской Федерации не принимают судебные дела на архивное хранение либо ссылаются на возможность оказания соответствующих услуг на возмездной основе. Одним из способов решения данного вопроса является создание региональных (межрегиональных) архивов судов. Съездом отмечается необходимость решения данного вопроса совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подбору соответствующих помещений. Вторым путем решения данной проблемы является законодательное урегулирование вопроса в части отнесения судов к источникам комплектования государственных (муниципальных) архивов, в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об архивном деле» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В данном направлении необходимо продолжить работу с Росархивом по разработке данных законопроектов.
В рамках реализации постановлений Совета судей Российской Федерации продолжалась работа по оказанию методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нормативно-правовом обеспечении деятельности мировых судей.
О деятельности органов судейского сообщества
В период после VIII Всероссийского съезда судей состоялось 8 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и 27 заседаний Президиума Совета судей Российской Федерации. На их рассмотрение вносились актуальные вопросы совершенствования судебной системы и судопроизводства, укрепления статуса судей, организационного и кадрового обеспечения судебной деятельности, соблюдения судьями законов и норм Кодекса судейской этики, информационной открытости правосудия, взаимодействия Совета судей Российской Федерации с институтами гражданского общества. При этом особое внимание уделялось реализации постановлений VIII и других всероссийских съездов судей.
Совет судей Российской Федерации участвовал в подготовке законопроектов, на необходимость принятия которых обращалось внимание в постановлении VIII Всероссийского съезда судей и предшествующих съездов судей.
Деятельность Совета судей Российской Федерации была направлена на обобщение практики работы советов судей субъектов Российской Федерации и подготовку рекомендаций по её совершенствованию.
В сфере деятельности Совета судей Российской Федерации постоянно находились вопросы финансирования судов, информирования населения о деятельности судов и органов судейского сообщества.
Особое внимание в своей работе Совет судей Российской Федерации уделял взаимодействию органов судейского сообщества с институтами гражданского общества и средствами массовой информации по вопросам законодательства Российской Федерации о правосудии.
В связи с усилением требований к личности судьи, соблюдения им правил профессиональной этики в Совете судей Российской Федерации была создана Дисциплинарная комиссия, в состав которой вошли судьи различных уровней субъектов Российской Федерации, которая занялась рассмотрением жалоб и заявлений и принятием по ним соответствующих решений.
В целях дальнейшего совершенствования видов поощрения судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 431 учрежден почетный знак Совета судей Российской Федерации «Ветеран судебной системы», в честь ознаменования 150-летия судебной реформы в России постановлением № 422 учреждена юбилейная медаль «150 лет судебной реформы в России».
Всего за отчетный период ведомственными знаками отличия Верховного Суда Российской Федерации, судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации награждены 2 035 судей, 3 564 работника аппаратов судов, 1 628 работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
В сфере международно-правового сотрудничества необходимо отметить участие судей в конференциях, симпозиумах, круглых столах по проблемам правосудия в современном мире. Особо следует обратить внимание на участие в таких важнейших юридических форумах, ставших традиционными, как: Международный юридический форум Азиатско-Тихоокеанского региона; совещание председателей верховных судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
В рамках реализации Протокола о намерениях по сотрудничеству между высшими судебными инстанциями Бразилии, России, Индии и Китая проведен Форум судей верховных судов БРИКС, предметом которого стало обсуждение эффективности механизмов судебной власти и проблем правоприменения.
В решении вопросов утверждения авторитета судебной власти, кадрового обеспечения судебной деятельности, укрепления принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, защиты прав и законных интересов судей, а также обеспечения выполнения ими требований, предъявляемых Кодексом судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря2012 г.), большая роль отводится квалификационным коллегиям судей.
Реагируя на постоянное совершенствование нормативной правовой базы, расширяющей полномочия квалификационных коллегий судей, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации своевременно вносила изменения в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, направленные на исполнение положений федерального законодательства. Положение дополнено 9 статьями, касающимися вопросов квалификационной аттестации судей, принятия почетных или специальных званий и наград, определения связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей, обжалования решений и заключений в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, информирования о своей деятельности в сети Интернет и печатном органе – «Вестнике Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации». Изменена редакция 7 статей Положения, в том числе урегулирован порядок проверки жалоб о совершении судьей дисциплинарного проступка, предусмотрена возможность аудио- и видеопротоколирования заседаний квалификационных коллегий судей.
Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации проведена методико-организационная работа по совершенствованию деятельности квалификационных коллегий судей и формированию единой практики применения законодательства: с председателями коллегий проведены 2 семинара-совещания, 13 видеоконференций. По их результатам подготовлены ответы на возникающие в практике вопросы, рекомендации по актуальным направлениям деятельности, предложения по совершенствованию законодательства.
Введена и успешно действует система стажировок сотрудников аппаратов квалификационных коллегий судей в Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Проведена модернизация интернет-портала квалификационных коллегий судей, создан электронный архив документов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
За период с января 2013 года по июнь 2016 года Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассмотрели 24 274 заявления претендентов на должности судей. Даны рекомендации 17 710 кандидатам, не рекомендованы 6 346 претендентов, отказано в рекомендации 218 претендентам как не соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи.
В связи с введением новой системы квалификационных классов квалификационные коллегии судей привели имевшиеся квалификационные классы судей страны в соответствие с новым законодательством.
В дальнейшем проведена квалификационная аттестация 34 295 судей.
По письменному заявлению об отставке, а также по другим основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», прекращены полномочия 5 522 судей и руководителей судов. Прекращена отставка 438 судей.
Досрочно прекращены полномочия 53 председателей и заместителей председателей судов с сохранением за ними полномочий судей, при этом в 3 случаях вопросы рассмотрены по представлению председателя вышестоящего суда и обращениям органов судейского сообщества.
В квалификационные коллегии судей поступило 175 805 жалоб в отношении судей и руководителей судов. Жалобы проверялись коллегиями самостоятельно, в том числе путем образования комиссии, направлялись председателям судов для проверки, в государственные органы в соответствии с их компетенцией. Часть жалоб возвращена заявителям с указанием оснований возвращения.
Квалификационными коллегиями судей признано совершение дисциплинарного проступка в отношении 697 судей и руководителей судов и наложены дисциплинарные взыскания в виде: досрочного прекращения полномочий – 83, предупреждения – 428, замечания – 186. Приняты решения об отказе в привлечении к дисциплинарной ответственности в связи с отсутствием дисциплинарного проступка в отношении 81 судьи.
Квалификационными коллегиями судей дано согласие на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу в отношении 49 лиц, занимающих или занимавших судейские должности; в 6 случаях в даче согласия отказано.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в отчетном периоде рассматривала иные вопросы, отнесенные к ее компетенции. Рассмотрена 141 жалоба на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, из них 96 жалоб оставлено без удовлетворения, 42 жалобы удовлетворены, 3 – удовлетворены частично. Кроме того, принято 110 решений о представлении судей к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий, в 2 случаях – отказано.
С момента избрания на VIII Всероссийском съезде судей Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи провела 36 заседаний, на которых сдавали квалификационный экзамен на должность судьи 355 кандидатов на должности судей, 8 кандидатов отказались от сдачи экзамена. За отчетный период Высшая экзаменационная комиссия провела два семинара-совещания с председателями и секретарями экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
По итогам семинара-совещания 3–5 апреля 2013 года в целях систематизации порядка деятельности экзаменационных комиссий, формирования единой практики оценки знаний кандидатов на должности судей были сформулированы законодательные предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты и направлены в Верховный Суд Российской Федерации. По законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон от 6 апреля 2015 г.
№ 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
На основании изложенного IX Всероссийский съезд судей
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Органам судейского сообщества Российской Федерации, судьям, работникам аппаратов судов принять исчерпывающие меры к выполнению настоящего постановления, обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов; своим ответственным исполнением обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти.
Совету судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи разработать план мероприятий по выполнению настоящего постановления.
2. Довести настоящее постановление до сведения Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, судов Российской Федерации.
3. Просить Правительство Российской Федерации по итогам IX Всероссийского съезда судей:
принять меры к существенному повышению оплаты труда судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
обеспечить полное финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, установленных законами, включая создание лечебно-санаторной базы судебной системы;
разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, направленные на обеспечение в рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания и освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации с участием в их составе представителей заинтересованных органов власти;
рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» в части создания надлежащих условий для развития электронного правосудия, обеспечения объективной фиксации хода судебных разбирательств путем введения его обязательной аудио и видеозаписи, строительства, реконструкции зданий судов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета в целях реализации положений федерального законодательства и создания надлежащих условий для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах, гарнизонных военных судах;
предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на создание Судебным департаментом ведомственной охранной структуры для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента;
принять необходимые меры по обеспечению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (включая его филиалы) средствами на финансирование капитальных вложений в необходимом объеме.
4. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить приоритетное рассмотрение:
проекта федерального закона № 411356-4 «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (о порядке обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями);
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей»;
проекта федерального закона № 395488-6 «О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».
5. Просить Верховный Суд Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»;
проект федерального закона «О судебной службе в Российской Федерации»;
проект федерального закона, устанавливающий порядок присвоения квалификационных классов судей в зависимости от стажа работы по судейской должности и результатов квалификационной аттестации со снятием ограничений по предельному квалификационному классу судьи соответствующего суда;
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» об изменении норм представительства в органах судейского сообщества;
проекты федеральных конституционных законов «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О судах общей юрисдикции»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,
«О военных судах Российской Федерации», федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в части совершенствования деятельности администраторов судов после их согласования с Советом судей Российской Федерации.
6. Совету судей Российской Федерации:
а) подготовить проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в части урегулирования вопросов прекращения (приостановления) отставки судьи по его собственной инициативе; определения в законе понятия и процедуры дисциплинарного производства в отношении судьи;
б) продолжить работу по решению вопросов достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
7. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации:
а) разработать с участием Российского государственного университета правосудия проект федерального закона о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации;
б) разработать проект федерального закона о создании ведомственной судебной охраны для охраны зданий судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента;
в) разработать проект федерального закона об установлении нормативов финансирования на реализацию права судей, в том числе пребывающих в почетной отставке, и членов их семей на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, санаторно-курортное лечение.
Председатель Совета судей
Российской Федерации В.В. Момотов
№ 1