В это же время стали создаваться органы судейского сообщества в регионах.
Так, в феврале 1993 года на Конференции судей Вологодской области был образован первый Совет
судей Вологодской области в составе Г.В. Астаховой, Л.Б. Петровской, В.С. Шепеля, В.С. Шибаева, А.С. Лягина, М.Я. Ячкуринских, возглавляемый В.А. Беляевым, Заслуженным юристом РСФСР, председателем Череповецкого городского суда. Каждый последующий съезд судей, созываемый и проводимый Советом судей Российской Федерации, становился важной вехой в объединении и укреплении судейского сообщества. Так, II Всероссийский съезд судей в июне 1993 года принял Положение «Об органах судейского сообщества», в соответствии с которым все судьи России, наделенные в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия, стали
образовывать единое судейское сообщество. Также в соответствии с Положением исполнение полномочий высшего органа судейского сообщества в период между съездами судей было возложено на Совет судей Российской Федерации, закреплены его полномочия, порядок работы и состав.
Второй съезд судей отмечен, кроме того, принятием Кодекса чести судьи Российской Федерации.
Конкретизирующий и развивающий требования к судье, содержащиеся в Законе «О статусе судей в Российской Федерации», данный документ устанавливал правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.
Принятие Кодекса чести свидетельствовало о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей и их материального обеспечения, но и состоянием судейских кадров с морально-этической стороны, исходя из признания особого отношения к судье со стороны общества.
Еще одной победой в упорной работе Совета судей Российской Федерации в декабре 1996 года
было принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»
в концепции, которую отстаивали Верховный Суд Российской Федерации и Совет судей. Принятие закона позволило сохранить единое правовое пространство страны.
Не менее судьбоносным явилось и решение Совета судей об образовании Судебного департамента – органа, занимающегося материальным и кадровым обеспечением судебной власти, полностью отделенного от исполнительной власти и находившегося внутри судебной системы.
Трудность такого решения состояла в том, что финансами судебной власти в то время распоряжалось Министерство юстиции, относящееся к другой ветви власти, имеющей интересы, отличные от судебной. Складывалась ситуация, когда «и нести тяжело, и выбросить жалко», поскольку никакой заинтересованности у Министерства не было, возможностей отстаивать позиции судейского сообщества в финансовых вопросах не имелось.
Несмотря на ожесточенную борьбу вокруг законопроекта, разработанного Советом судей Российской Федерации при поддержке Верховного Суда Российской Федерации, все же в декабре 1997 года был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Совет судей совместно с Председателем Верховного Суда Российской Федерации приступил к созданию нового федерального органа, подотчетного и подконтрольного судейскому сообществу.
Так был сделан еще один огромный шаг в развитии судебной системы, укреплении самостоятельности и независимости судебной власти, которая окончательно отделилась от исполнительной власти, как того требует принцип разделения властей.
На V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 года Президент Российской Федерации В.В. Путин констатировал: судебную власть в России можно считать состоявшейся, что, несомненно, является заслугой и Совета судей.
В период работы Совета судей этого созыва был принят Федеральный закон «Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации». Новый закон стал регулировать те вопросы, которые ранее
судейским сообществом решались самостоятельно (например, нормы представительства в органы судейского сообщества, их количественный состав, периодичность созыва, форма голосования и т.д.).
V Всероссийский съезд судей примечателен также начавшимся движением судейского сообщества к диалогу со средствами массовой информации. В начале 2000-х годов судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы. Для преодоления этой проблемы Советом судей была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей, создана постоянно действующая комиссия по взаимодействию со средствами массовой информации.
На VI Съезде в декабре 2004 года был принят Кодекс судейской этики, работа над которым велась
более двух лет. Положения Кодекса по существу дополнили и конкретизировали действовавший в России с 1993 года Кодекс чести судьи.
Изменения требований общества к судам и судьям порождали новые вопросы, на первый план вышли задачи по улучшению и налаживанию деятельности судов, совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус судьи. Возникли новые направления деятельности Совета судей, были созданы новые комиссии в его составе.
Так, Советом судей были утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, Правила поведения работников аппарата суда, подготовлена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, подготовлен проект нового Кодекса судейской этики и проекты регламентов Всероссийского съезда судей и Совета судей.
Была внедрена в работу судов уникальная, не имеющая аналогов в мире, информационная система ГАС «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции, систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, органы судейского сообщества.
IX Всероссийский съезд судей в декабре 2016 года дал Совету судей Российской Федерации ряд поручений от судейского корпуса страны:
– подготовить поправки в законы «О статусе судей» и «Об органах судейского сообщества» в части урегулирования вопросов прекращения отставки судьи по его собственной инициативе и определения в законе понятия и процедуры дисциплинарного производства в отношении судьи;
– продолжить работу по решению вопросов достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного денежного содержания, а также судей, ушедших на
пенсию до принятия Закона «О статусе судей».
Кроме того, Совет судей совместно с Судебным департаментом разрабатывает законопроект о нормах судебной нагрузки судей и работников аппаратов судов, проекты федеральных законов о создании ведомственной судебной охраны и об установлении нормативов финансирования на реализацию права судей, в том числе пребывающих в почетной отставке, и членов их семей на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, санаторно-курортное лечение.
С момента создания Совета судей Российской Федерации прошла четверть века. За это время суды
превратились в органы судебной власти, а Совет судей перерос рамки «профсоюзного» органа, защищающего профессиональные интересы и права судей.
Совет судей Вологодской области уже давно приобрел авторитет в судейском сообществе региона. Известен он коллегам из правоохранительных органов, законодательной и исполнительной власти области, поскольку их представители нередко участвуют в расширенных заседаниях Совета, а также
проводимых им мероприятиях.
Меня радует, что наш Совет судей – активно работающий орган судейского сообщества. Члены Совета ответственно подходят к подготовке и обсуждению вопросов, требующих решения, придумывают новые формы работы. На встречах с коллегами из других субъектов обязательно делюсь опытом нашей работы.
Уверена, что принципиальный инициативный Совет судей нужен в каждом регионе.